Интервью: Тайм-менеджмент

Наталье Старостиной, журнал Elle

13 марта 2021

1.                  Что такое чувство времени? Оно в каждом человеке заложено с рождения? Или это«приобретенное» знание?

      Чувство времени – это интуитивное восприятие движения времени, присущее каждому из нас с рождения (точно так же, как и восприятие пространства).  Это не имеет ничего общего со знанием – скорее, это телесное ощущение, на уровне комфорта или дискомфорта. Мы чувствуем спокойствие, когда «времени достаточно», тревогу, когда «успеть нереально», раздражение, когда «тратим время зря» и готовность действовать, когда «уже пора»… и только потом наш внутренний голос  подсказывает нам, с чем связано это чувство.  В некоторых ситуациях чувство времени может давать сбой или вообще отключаться – от стресса, переутомления, от горя или счастья: срабатывает «защитный механизм», помогающий нам сосредоточиться на главном и отключиться от всего лишнего.

      Разумеется, у кого-то это чувство более развито – и он может с точностью до минуты сказать, который час,  и всегда безошибочно рассчитывает, сколько времени понадобится для того или иного дела. А те, кому такого таланта не досталось, определяют время более или менее приблизительно. Это как часы – бывают электронные, а бывают и солнечные… Но конструкцию своих «внутренних часов» мы всегда можем улучшить – было бы желание!

2.       Чувство времени «поддается дрессировке»? Можно начать управлять этими внутренними часами и стать более восприимчивым к времени? Это достигается за счет упражнений и тренировок? Можете привести несколько примеров. (Думаю, эта та часть вашего тренинга, которая касается Инструментам управления временем.)

       Как и любая врожденная способность, чувство времени может развиваться либо оставаться в зачаточном состоянии.  И если мы начинаем развивать его не в детстве, а в достаточно зрелом возрасте, прежде всего нам  придётся освободиться от привычек, нарушающих работу наших «внутренних часов». Но поскольку большинства этих привычек мы не осознаём, для начала стоит разобраться, насколько хорошо работают наши «внутренние часы» и  что мешает им работать лучше.

    Начать можно с простого упражнения – оценить, насколько велика погрешность. Для этого достаточно перед началом какого-либо дела сказать себе: «Я сделаю это за такое-то время» — и посмотреть на часы. А когда дело сделано – сравнить потраченное время с тем, что мы запланировали.  И если мы ошиблись более чем на 5% (в любую сторону), то нам уже есть, над чем поработать.  Проделывая это несколько раз в день, мы неизбежно повысим точность наших «часов» — и начнём, во-первых, оценивать необходимое время более реалистично, а во-вторых, замечать, когда мы отвлекаемся «непонятно на что», и сможем разобраться, что же нас  побуждает отвлекаться. Удобно это упражнение тем, что оно не требует никаких дополнительных усилий – не нужно даже убеждать себя «быть в следующий раз точнее»,  достаточно просто следить за тем, как день за днём изменяется эта погрешность.

       Более жёсткая разновидность самоконтроля – хронометраж – неизбежно вызывает внутреннее сопротивление  у подавляющего большинства людей. Действительно, записывать все свои дела в течение дня, а также время их начала и окончания (и так – день за днём) кажется ужасно  занудным занятием. Но можно попробовать отнестись к

этому как к игре: обозначить  дела, которые Вы делаете чаще всего, символами, понятными только Вам, не заставлять себя записывать дела каждый день, подводить  в конце дня итог «потерянного» и «спасённого» времени – и  через несколько недель чувство времени заметно улучшится. А чтобы узнать, действительно ли это так раздражает – стоит выбрать один день и просто попробовать (тем более, что занимает эта запись не более 10 минут в день).

Полезно тренироваться и в мелочах. Например, попробуйте просыпаться без будильника — просто представьте в деталях, как Вы выставляете время и включаете будильник. Если нужно что-то сделать  «через 10 минут», попробуйте посмотреть на часы только тогда, когда, по внутренним ощущениям, эти 10 минут пройдут. Отвлекаясь от намеченных дел, попробуйте угадать, сколько времени прошло – а потом проверьте, насколько верна Ваша догадка.

(Вообще-то на тренинге мы в основном занимаемся другими упражнениями – на выделение приоритетов, гибкое планирование, поиск незадействованных ресурсов времени, обезвреживание «пожирателей времени», пробуждение  мотивации  — то есть теми  вещами, которые могут дать отдачу за 2 дня. А развитие чувства времени требует небольших, но регулярных усилий на протяжении нескольких недель)

         Развитое чувство времени даёт немало выгод, которые сложно оценить, пока не попробуешь.  Дела перестают накапливаться, как снежный ком – потому что планируется их столько, сколько реально можно сделать; нарабатываются способы действий в ситуации цейтнота – за счёт лучшего выделения приоритетов и преодоления неконструктивного перфекционизма; снижается угроза стресса из-за перегрузки и гнёта невыполненных обязательств (и риск, что в результате под действием стресса все дела вообще затормозятся – и придется бросить все силы на восстановление организма и психики).

     Накоплено немало способов организации времени, однако большинство популярных методик управления временем рассчитаны на довольно определенный тип личности: упорядоченный, рациональный, аналитический, избегающий неожиданностей. Если это Вам не близко, значит, Вам просто нужны другие «рычаги управления» временем.     Чтобы система управления временем не казалась Вам «смирительной рубашкой», нужно создавать ее индивидуально. Универсальных рецептов здесь нет – берите то, что удобно, отметая все лишнее.

3.Почему одни люди пунктуальны до невозможности? А другие — вечно опаздывают? В чем корни проблемы — нарушены внутренние часы или элементарная невежливость? Как исправить ситуацию?

Поскольку «корни проблемы» могут быть разными, то для начала именно с ними и стоит разобраться. «Вечно опаздывать»  люди могут и из-за неразвитого чувства времени, мешающего им верно оценить временные затраты, и из-за скрытого желания подчеркнуть свою значимость, и из-за привычек, усвоенных с детства (например, в Латинской Америке опоздание на полчаса никого не смутит, а в Западной Европе это сочтут неприемлемым)

       И если дело  в привычке, то придётся осознанно менять привычки, если же причина опозданий — в получении некой вторичной выгоды (как правило, не осознаваемой), можно научиться получать ее более конструктивными способами.

А пунктуальность «до невозможности» может быть и проявлением повышенной тревожности или невроза – особенно если это сочетается с нетерпимым отношением к опозданиям других. И в этом случае полезно развивать свою «интуицию времени», включая в свои расчеты «поправку на необязательность» других.

4. Из вашего тренинга: Спринтеры и стайеры. Разные люди — для разных задач, разные способы выполнения одних и тех же задач. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Для того, чтобы построить гармоничные отношения со временем, надо прежде всего понять некоторые свои особенности — и не пытаться их переломить, подстраивая под  общепринятые схемы, но постараться в полной мере использовать свои преимущества  и по возможности не браться за то, что не органично.

     Самое известное и массовое разделение – «совы» и «жаворонки» — привязано к индивидуальным суточным биоритмам. У каждого из нас в течение дня есть свои «взлёты и падения» — и, зная их амплитуду, можно запланировать наиболее сложные дела на период максимальной активности, а «неблагоприятное время» спада посвятить более рутинным задачи или отдыху.

       Это кажется очевидным – но нередко люди по инерции загоняют себя в жёсткие рамки, не задумываясь о том, что ежедневные дела можно спланировать иначе.  Впрочем, это – не только индивидуальная, но и организационная проблема: традиционный график работы ориентирован на «жаворонков», поэтому немало сотрудников, приходя на работу к 9.00, вынуждены пару часов превозмогать себя, имитируя работу – чтобы потом, на одном из пиков интеллектуальной и физической активности, ехать в час пик домой.

      Второе   не менее известное разделение – «спринтеры и стайеры» — связано с врожденными особенностями нервной системы. «Спринтеры» быстро включаются в задачу и способны горы свернуть  (пока запал не иссяк), а «стайеры» приступают к делу постепенно, и готовы заниматься им методично и последовательно (когда все «спринтеры» уже «сошли с дистанции»).

      Естественно, что задачи, требующие быстрой реакции и «совершения подвигов», лучше удаются спринтерам, а то, что требует терпения и выносливости – стайерам.  И, оказавшись не на своём месте, человек начинает испытывать дискомфорт из-за кажущейся неуспешности. Но спринтеры не виноваты в том, что им всё быстро надоедает – равно как и стайеры ничего не могут поделать с тем, что работа в авральном режиме выбивает их из колеи. Поэтому в ситуацию, когда темп работы не соответствует индивидуальным особенностям, лучше вообще не попадать – но если так случилось, можно скомпенсировать несовпадение, приспособив свой стиль работы к задачам и ситуации. 

     Спринтеры могут разбить «длинные» задачи на серию «рывков», между которыми позволить себе вполне легитимный отдых, а стайеры – заблаговременно узнавать о намеченных «подвигах» и обеспечивать себе достаточный запас времени, чтобы  сделать всё не спеша.

——————-

P.S. Основная проблема в управлении временем – не в том, что люди не знают техник тайм-менеджмента, а в том, что не находят внутренних стимулов для того, чтобы их применять. Поэтому главное – найти ту великую цель, ради которой не жалко будет оставить отговорки «Некогда в этом разбираться», «Всё равно ничего не получится» и т.д. У каждого эта цель будет своя – кто-то хочет больше успеть, кто-то – больше заработать, кто-то —  получить больше свободного времени или восстановить баланс между работой и личной жизнью…  (как говорил один западный тренер: «Американцы изучают тайм-менеджмент, чтобы больше успевать, а русские – чтобы побыстрее всё сделать»  ;))

Главное – действительно захотеть стать хозяином своей единственной и неповторимой жизни, а не «жертвой обстоятельств» в потоке времени.

Поэтому закончить интервью мне бы хотелось замечательной цитатой из «Винни-Пуха», с которой начинается наш тренинг:

“…Ну вот, перед вами Винни-Пух. Как видите, он спускается по лестнице вслед за своим другом Кристофером Робином, головой вниз, пересчитывая ступеньки собственным затылком: бум-бум-бум. Другого способа сходить с лестницы он пока не знает. Иногда ему, правда, кажется, что можно бы найти какой-то другой способ, если бы он мог на минутку перестать бумкать и как следует сосредоточиться. Но, увы, сосредоточиться-то ему и некогда…”

Источник: https://www.facebook.com/notes/682400899054779